ВЫ ХОТИТЕ ВЗЯТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ?

 

Психологические особенности детей-сирот разного возраста

Вы хотите усыновить ребёнка, оформить опеку, открыть семейный детский дом? Что ж похвальное желание, Вам уже говорили, что надо хорошо подумать, прежде чем совершить столь серьёзный шаг?

Если у вас всё-таки появилось такое желание, то вероятнее всего вы продумали некоторые моменты предстоящих перемен в вашей жизни и вполне осознаёте, что большая часть вашего личного времени будет посвящена ребёнку.  Для того, чтобы не нанести душевной травмы ребёнку, не отчаяться реализовать себя как родитель, вам, решившимся на этот шаг, необходим хотя бы минимум знаний о социально-психологических особенностях детей-сирот.


1) Спросите себя, для чего вам это надо?
Если ответом будет:

-у меня нет детей, а в каждой нормальной семье они есть;
- мне скучно и одиноко в этой жизни;
-моему ребёнку нужен братик или сестричка;
-надо для кого-то зарабатывать деньги;
- чтобы в старости было кому кружку воды подать,
ТО – вы не готовы быть приёмным родителем, дайте себе время, решение ваших проблем лежит в другой плоскости.


Если ответом будет:
- моё сердце переполнено любовью, у меня есть потребность подарить эту любовь маленькому ребёнку не ожидая ничего в замен;
- ребёнок - радость в семье, а трудности и проблемы – это повседневная жизнь, они проходят и забываются;
- в жизни сделано много ошибок – пришло время их исправлять, подарить дом и любовь брошенному ребёнку – это искупление грехов, очищение и труд для души,
ТО, ответ ДА.


2) На какой возраст вы ориентированы?

Младенческий возраст

Именно в этом возрасте большинство детей усыновляют.
Преимущества. С первых дней жизни ребёнок получает полноценное эмоциональное общение, родительскую любовь и тепло – это способствует своевременному развитию всех познавательных и физиологических процессов.

Недостатки. В младенчестве не всегда проявляются возможные родовые патологии и неблагополучная наследственность. Слушайте своё сердце! Любовь, забота, самопожертвование – это не пустые слова, они способны сотворить чудо!

Ранний возраст и дошкольный. Таких детей одинаково часто усыновляют и берут под опеку.

А. Дети, с рождения, воспитывающиеся в государственных учреждениях.


Особенности таких детей в том, что они вообще не знают, что существует такие явления, как семья, мама, папа, братья, сёстры. Такой ребёнок мало задаёт вопросов, не так любознателен, как мы привыкли, не настолько эмоционален, при этом у него может оказаться вполне потенциальный интеллект и неординарные способности. Этим детям надо в два раза больше уделять внимания и времени, чем обычным домашним детям, чтобы наверстать упущенное. Через несколько лет проживания в семье, как правило, эти дети ни чем не отличаются от своих сверстников.

Б. Дети, рождённые в семье, но по каким то причинам, оказавшиеся в государственном учреждении.

Как правило, это социальные сироты, родители которых лишены родительских прав. Не смотря на то, что это неблагополучные семьи, у таких детей все-таки есть минимальный социальный опыт, они помнят ( на подсознательном уровне точно) что есть мама, папа, родные люди. Возможно, некоторые модели поведения искажены, но всё-таки они есть. Воспитывая такого ребёнка, вам придётся накладывать новый опыт на прежний, и очень важно, чтобы новый опыт сопровождался более яркими сильными эмоциями, тогда прежний опыт будет замещён.
Школьный возраст,подростковый

А. Дети, с рождения, воспитывающиеся в государственных учреждениях. Таких детей, как правило, берут под опеку.
Они понимают, что вокруг не мало хороших людей, и они готовы поучаствовать в их жизни, во многом помочь, но до определённой степени. Даже самый хороший воспитатель уходит домой к своим детям и её не бывает рядом, может в самый нужный момент. Любовь этих детей трудно заслужить, потому что они никому не верят. Они социально старше своих сверстников, потому что испытали в своей жизни нелюбовь, боль разочарования, одиночества в толпе людей. Воспитание сироты – подвиг, не всегда люди, взявшие на себя такую ношу справляются с ней. Те, кто не опускает руки и не отказывается от приёмного ребёнка, не просто достоин уважения, говорят « приводя в свой дом сироту, вы приводите в него ангела»...

Б.Дети, попавшие на воспитание в государственное учреждение в сознательном возрасте, прожившие достаточно времени в неблагополучной семье немного отличаются от категории А в данной возрастной группе. У многих уже сформированы вредные привычки и асоциальные формы поведения. Но очень оптимистичным явлением нашего времени являются семейные детские дома, эта форма воспитания гораздо ближе и по форме и по содержанию к настоящей семье. Осиротевшие дети в старшем возрасте нередко находят семейное тепло и любовь именно в таком доме.

Если Вы, прочитав статью, не засомневались и не передумали взять приёмного ребёнка в семью, то Вы на правильном пути. В любом случае, помоги Вам Бог.

 

Руководитель службы содействия семейного устройства  «КГБУ «Троицкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»    Жигальцова Т.П.


ФОТО